Арт-терапия для детей

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.
Уже сам процесс творчества, в том числе изобразительного, выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок.
Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он освобождает свое подсознание. Не имеет значения итог, куда важнее — сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками.
Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него сильные разрушающие эмоции, которые зачастую он не может высказать, дать выход творческой энергии. Ребёнок овладевает одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
В изобразительном творчестве у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
Творчество стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).
В ситуации принятия любого продукта творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества, наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения.
В процессе арт-терапевтической работы в группе развиваются навыки общения ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру,  развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
Арт-терапия позволяет и ребёнку и взрослому решать следующие задачи:

• безопасная работа с агрессией;

• работа со страхами;

• преодоление эмоциональных проблем;

• выражение через творчество мыслей и чувств, которые не всегда можно выразить вербально;

• развитие тонкой моторики и цветового восприятия у дошкольников и младших школьников;

• преодоление языкового барьера;

• обучение взаимодействию с другими детьми.

• преодоление вторичных нарушений и всестороннее развитие детей с особенностями развития  в том числе, детей с речевыми нарушениями.

• восстановление и развитие зрительного восприятие у детей, имеющих нарушения познавательных психических процессов, в том числе - речи, формирует целостный образа предметов, улучшает ориентировку в пространстве.

• Каждый ребенок особенный, необыкновенный, уникальный и непохожий на других. Но есть дети, чьи особенности создают жизненные  трудности и для него самого, и для его родителей, и для педагогов, и для других окружающих его людей. Врожденные и приобретенные особенности двигательного, интеллектуального, личностного развития не всегда родители замечают сразу.  С каждым годом детей, которым ставят различные неврологические диагнозы становится все больше.  Более чем у 80% современных российских детей, по статистике  встречаются те или иные отклонения в развитии. Это связано и с плохой экологией, и с изменением системы питания, и со стрессами, которые переживает будущая мама во время беременности, и с тем, что благодаря достижениям современной медицины многих малышей удается спасти от гибели при врожденных патологиях, но эти патологии все же сказываются на их развитии. Существует и масса других причин.
Какие нарушения и особенности развития существуют:
• Нарушения в функционировании органов чувств, сенсорные нарушения (слух, зрение);
• Хронические соматические заболевания;
• Нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
• Нарушения эмоционально-волевой сферы;
• Нарушения интеллекта, познавательных психических процессов; задержка психического развития (трудности в обучении);
• Нарушения речи;
• Эндогенные психические заболевания
• Сложные  недостатки развития. дети с комплексными, комбинированными расстройствами
• Искаженное (дисгармоничное) развитие (развитие ребенка идет не равномерно, где-то опережая, где-то отставая от нормы.
• Психопатические формы поведения.
Сложности и особенности, сильно осложняющие процессы развития, обучения и общения могут быть сильно проявленными или не столь выраженными. Дети с гиперактивностью, эмоциональными проблемами, дисграфией и дислексией, многими другими, на первый взгляд незначительными нарушениями развития, находятся на грани нормального и дисгармоничного развития. Но от того, какие условия для них создадут родители, учителя, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие. Все эти особенные дети могут к 14 годам вернуться в группу гармонично развивающихся детей – без отклонений и психологических проблем.
Таким детям нужен не только особый уход, режим дня, питание, но и особая система развития, которая поможет преодолеть, скомпенсировать или хотя бы снизить остроту проблем, которые приносят с собой особенности развития. Мозг и организм ребенка в целом удивительно пластичен и таит в себе поистине удивительные ресурсы для компенсации нарушений  и развития. Наша задача не столько в том чтобы  разобраться в причинах появления особенностей развития у детей, но в том, чтобы помочь особым детям и их родителям максимально развить способности, открыть в себе ресурсы к этому развитию, стать самостоятельными, умеющими, успешными и, конечно, счастливыми людьми.

 

Развивающие занятия по особым программам для детей с особенностями развития и их родителей


Read more
© 2014 психолог-логопед.рф